Модернизация дополнительного образования с учетом требований профессионального стандарта

Доклад и. о. директора Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Быстринский Дом детского творчества» на Августовском совещании педагогов Быстринского района 2016 года. Тема «Модернизация дополнительного образования с учетом требований профессионального стандарта».

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их дополнительного развития. Это социально востребованная сфера, в которой основными заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают общество и государство, дети и их родители.

Обновление содержания педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей.

В результате модернизации системы ДО возможно достичь следующих образовательных результатов.

1. Для обучающихся:

– формирование мотивации и расширение возможностей для развития личности, ее творческого, интеллектуального потенциала;

– возможность получения практико-ориентированных знаний по предметам естественно-научного цикла;

– формирование умений быстро адаптироваться к новой технике и технологиям в различных отраслях народного хозяйства;

– развитие познавательных и профессиональных интересов, активизация творческого мышления учащихся, формирование определенного опыта творческой технической деятельности;

– выработка устойчивых навыков самостоятельной творческой работы, стремления к поиску самостоятельных решений;

– получение допрофессиональной подготовки по профессиям технической направленности.

2. Для педагогов:

– расширение возможностей профессионального роста и самообразования;

– возможность творческого и профессионального общения в рамках единой образовательной среды;

– расширение возможностей для постоянного творческого, культурного развития.

3. Для родителей:

– получение детьми качественного образования, обеспечивающего индивидуально – личностное развитие в направлении научно-технического творчества и их социальную адаптацию в обществе.

Модернизация системы ДО по вопросам развития техносферы должна проводиться на основе новой концепции реформирования образования – через новые проектные инструменты создание центров инноваций в области дополнительного образования . В этих центрах учащимся будет предоставлено самое современное дополнительное образование, развивающее мотивацию к инженерно-технической, конструкторской деятельности и информационным технологиям.

Они станут стажировочными площадками, обеспечат распространение лучших моделей и практики в области ДО технической направленности во всех муниципалитетах региона, обеспечить не только воспроизводство и массовое распространение лучших практик, в соответствии с новыми требованиями переподготовку, руководителей, педагогов и специалистов дополнительного образования.

Основной смысл функционирования и развития дополнительного образования в современной России определяется его предназначением – быть неотъемлемой частью системы образования, что обусловлено требованиями модернизации образования и переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты, предусматривающие реализацию дополнительных образовательных программ наряду с основными.

Задачи, поставленные перед системой образования, предполагают развитие непрерывной образовательной траектории для обучающихся в системе образовательных учреждений различных типов и видов, а также научно-исследовательских учреждений, организаций культуры. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов направлено на достижение таких личностных и метапредметных результатов образования, которые позволят сформировать в обучающихся способность к активному целенаправленному развитию, непрерывному образованию и творческому применению знаний на практике, к осознанному выбору профессии, владению научными методами познания мира и т.д., что возможно при интеграции общего и дополнительного образования. В связи с вышеуказанным, дополнительное образование берет на себя задачи не только обеспечения «дополнительности» образования, но и его преемственности и непрерывности – как «по вертикали», в плане взаимосвязи содержания образования и методов работы специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах развития, так и «по горизонтали», предусматривая интеграцию разных видов образования, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки.

Профессиональные стандарты – документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения тех или иных видов трудовой деятельности

Профессиональный стандарт – это инструмент эффективного контракта

Введение эффективного контракта в дополнительном образовании включает в себя:

- внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дополнительного образования;

- внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями учреждений дополнительного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организаций и эффективностью деятельности руководителя учреждения дополнительного образования;

- информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

Для повышения качества дополнительного образования деятельность МАОУ ДО «БДДТ» основана на применении современных педагогических технологий.

Основанием для этой базы стали следующие педагогические технологии:

  • проектные методы обучения;
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • информационно-коммуникационные технологии.

В нашем учреждении планируемые результаты и форма их представления разнообразны:

  • публикации в газете, альбомы;
  • выставки;
  • конкурсы;
  • видеофильмы, видеоролики;
  • праздники и пр.

Одной из важнейших проблем дополнительного образования является то, что несмотря на большую поддержку, которую оказывает государство учреждениям дополнительного образования, этой поддержки все же недостаточно для выхода на новый качественный уровень, соответствующий современному этапу общественного развития. Не секрет, что за последние десятилетия система дополнительного образования потеряла значительную часть своей ресурсной базы: кадровый, материально-технический и финансовый ресурс. Зачастую финансирование учреждений дополнительного образования идет по остаточному принципу, когда денежных средств хватает только на заработную плату, оплату коммунальных услуг и содержание имущества.

Проблема кадров – один из наиболее острых вопросов сегодняшнего дня для учреждений дополнительного образования: нехватка особо востребованных квалифицированных специалистов по некоторым направлениям дополнительного образования , отсутствие подготовки кадров в системе высшего образования, вопросы повышения квалификации педагогов дополнительного образования , уровня их подготовки, все это указывает не только на проблемы системы дополнительного образования, но и на кризисность их разрешения.

В нашем районе остро ощущается нехватка квалифицированных кадров. Это связано и с нежеланием молодых специалистов работать в сельской местности, и проблемой предоставления жилья. Не всегда, человек творческий, активный, увлеченный каким-то делом, и способный передать свои знания, умения и навыки подрастающему поколению имеет педагогическое образование, а следовательно, не может работать педагогом дополнительного образования.

Не смотря на существующие проблемы, мы убеждены, что система дополнительного образования детей Российской Федерации сегодня по праву является одной из важнейших составляющих образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Мы уверены в возможности преодоления многих кризисных и проблемных моментов при дальнейшей поддержке со стороны Государства.


526
Версия для слабовидящих